«Современные
подходы к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми в
соответствии с ФГТ»
Федеральные государственные требования (ФГТ)
устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГТ определяют новое
представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:
-Совокупность образовательных областей «Физическая
культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание»,
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное
творчество», «Музыка»;
-Формирование общей культуры, предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
-Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции
образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей
(непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных
моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями
дошкольников.
Основная общеобразовательная программа дошкольного
образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации
образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая
учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные
направления его деятельности.
Образовательная программа ДОУ должна отвечать
определенным принципам:
-развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
-научной обоснованности и практической применимости
(содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в
массовой практике дошкольного образования);
-соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
-обеспечивать единство воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в
процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые
имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-строиться с учетом принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
-основываться на комплексно-тематическом принципе
построения образовательного процесса;
-предусматривать решение программных образовательных
задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов;
-предполагать построение образовательного процесса на
адекватных возрасту формах работы с детьми.
Возникновение новых тенденций в образовании приводит к
тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у
воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию,
самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога, который
становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем
непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного
образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер
сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом
деятельности и общения равноправным партнером.
При планировании воспитательно-образовательной
деятельности в ДОУ педагогам необходимо учитывать принцип интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями детей. Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой
образовательной области должны решаться и в ходе реализации других
образовательных областей. Причем все предлагаемые ребенку задания должны носить
практико-ориентированный характер и быть жизненно обусловленными.
Программные темы должны формировать положительное
эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у детей соответствующей
мотивации в образовательном процессе.
Основным элементом образовательной деятельности
традиционно являлось занятие. С введением новых подходов к организации
образовательного процесса меняется и роль занятия. Занятия в ФГТ прописаны
только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут
проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть
приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в
ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том
числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной
деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе
интеграции и тематического планирования. В образовательной программе должна
быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы.
Когда дети участвуют в образовательной деятельности, педагог становится
партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате
меняются:
-стиль поведения взрослого: от
административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;
-рабочее пространство, на котором разворачивается
совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим
столом рядом с детьми;
-отношение педагога к выполнению общей работы: от
общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.
При организации образовательной деятельности в форме
совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.
1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей
работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или
организовать что-то другое, заняться чем-то другим.
2. Вырабатываются порядок и организация совместной
деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими
детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.
3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы
каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо
и доведет начатое дело до конца.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми
основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать
интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате
освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):
-физически развитый, овладевший основными культурно-
гигиеническими навыками;
-любознательный, активный;
-эмоционально отзывчивый;
-овладевший средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-способный управлять своим поведением и планировать
свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий
элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
-способный решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы), адекватные возрасту;
-имеющий первичные представления о себе, семье,
обществе, государстве, мире и природе;
-овладевший необходимыми умениями и навыками.
Таким образом, соблюдения ФГТ позволит в целом
повысить качество российского дошкольного образования, обеспечить преемственность
с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования,
основными общеобразовательными программами общего образования.
|